Проекты бюджетов: нужен конструктивный диалог

Проекты бюджетов: нужен конструктивный диалог

В Законодательное собрание Свердловской области, как известно, уже поступил проект областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов, подготовленный правительством области — его внёс на рассмотрение депутатов губернатор. Как признал Евгений КУЙВАШЕВ, за основу приходилось брать консервативный вариант прогноза социально-экономического развития области.

В переводе — губернские власти настраиваются на политику выживания, но не развития.

Главное для них — исполнение набранных государством социальных обязательств, поддержание худо-бедно социальной сферы в состоянии, в котором она находится, некоторая часть средств пойдёт на продолжение работ по начатым инфраструктурным проектам — чтобы теплились: консервация может выйти ещё дороже. Но даже при всех ограничениях в тратах закладывается существенный дефицит: ожидается, что налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2014 году составят 166,5 млрд. рублей, расходы — 192 млрд.

Но сотканный областными чиновниками бюджетный проект — это мина замедленного действия под среднесрочное развитие региона. По сути, идёт отказ от декларировавшейся ранее инвестиционной направленности бюджета, да и тезис о его программном построении в практической плоскости не просматривается.

Во-первых, проект так и не прошёл общественную экспертизу, а по большинству направлений носит откровенно закрытый характер. Во-вторых, и даже предлагаемые программы — это едва ли не калька с расходных обязательств: иначе говоря, закрываем назревшие прорехи, но не вкладываемся в будущее. В-третьих, для выполнения социальных обязательств по всей области изымаются деньги наиболее успешных территорий — Екатеринбурга в главную очередь — как основного поставщика доходов в областную казну, и тем самым эти территории лишаются собственной базы развития.

Да, Свердловская область в целом — уже в долговом рейтинге: по информации из официальных источников, его госдолг более 19 млрд. рублей, и приходится искать, откуда брать деньги на погашение долгов и исполнение обязательств. Это тем более сложно при фиксируемом жёстком падении областной экономики: по данным Свердловскстата, в январе—сентябре индекс промышленного производства по соотношению к соответствующему периоду прошлого года составил 99,6%.

В таких условиях не до развития — полагают, видимо, в областном руководстве. И деньги собираются брать с тех, кто работает. Так, в Екатеринбурге индекс промышленного производства за вышеназванный период составил 109,2%, докладывал на днях глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ, подчеркнув, что экономика Екатеринбурга имеет лучшую, чем в области и стране, динамику, потому что она многофункциональна. Добавим: и потому, что в уральской столице создан лучший в стране инвестиционный климат — это неоднократно показано и доказано многочисленными отечественными и мировыми исследовательскими институтами.

А сейчас в планах области звучит, что надо бы забрать у города порядка 1,7 млрд. рублей — согласно решению на понижение норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). А ведь это основной доходный источник муниципальной казны, средства которого и шли на развитие городской инфраструктуры: социальной, инженерной, транспортной. Причём замечу, что коли уж изменились нормативы отчислений, то потери города по НДФЛ пойдут и в последующие годы — с нарастанием.

Кроме того, скукоживаются планы по некогда разрекламированной областным руководством программе «Столица» — с 20 млрд. рублей до 2,5 млрд. рублей; а это будет означать свёртывание уже намечавшихся проектов возведения дорожных развязок, реконструкции улиц, благоустройства городской территории и проч.

Вкупе всё это будет означать замедление темпов развития Екатеринбурга.

Каким образом это произойдёт, понять можно из простых примеров. Если не вкладываться сегодня в инженерную инфраструктуру (а это входит в обязанности властей), то через год-два встанет и вся стройка. Если не построить завтра развязки и не реконструировать напряжённые городские магистрали, послезавтра город задохнётся в пробках, а на ремонт действующих дорог потребуется уже втрое больше средств. Соответственно, такое состояние мегаполиса никак не сможет способствовать притоку инвестиций. И вместо развития бизнесов и открытия новых рабочих мест (а это укрепление доходной части бюджетов города и региона!) мы получим стагнацию экономической жизни. И сегодня единственный кормилец бюджета субъекта Федерации Екатеринбург превращается в ничем не отличающийся от других губернских мест город.

«Столица на дотации» — вот к такому повороту и ведёт проект областного бюджета.

Аналитики посчитали, что, согласно цифрам проекта консолидированного бюджета области, финансирование Екатеринбургу будет урезано более чем на четверть — на 26%. При этом речь, похоже, идёт обо всех сегментах развития города. Сказать, по каким точно, затруднительно, ибо, повторюсь, основные параметры бюджета недоступны не только сторонним аналитикам, но и даже не всем депутатам — такая информация, во всяком случае, звучала.

Но если нет чёткого видения структуры казны области, сложно выстраивать и муниципальные бюджеты.

В этой ситуации остаётся только приветствовать стремление руководства, специалистов мэрии и депутатов Гордумы наладить конструктивный диалог с региональными коллегами. В принципе, эту неделю с полным правом можно называть «бюджетной» — предполагается, что на многих площадках города и области экономисты, политики, чиновники, депутаты, учёные, общественники, публицисты будут обсуждать проекты бюджетов региона и муниципалитетов.