Бюджет должен быть прозрачен и понятен

Бюджет должен быть прозрачен и понятен

Как мы и прогнозировали в начале этой короткой недели, вся она была заполнена обсуждениями параметров проектов бюджетов 2014 года и на плановый период 2015—2016 годов — города и области.

Проект бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на обозначенный срок опубликован в четверговом, за 7 ноября, номере «ВЕ»; в комитетах Законодательного собрания области начались обсуждения проекта консолидированного бюджета региона.

Но отличительная черта нынешнего бюджетного процесса — в него включилась широкая общественность. Обсуждение проходит на депутатских собраниях представительной и законодательной власти, заседаниях Общественной и Молодёжной палат Екатеринбурга, заинтересовались вопросом студенты и учёные, проводятся круглые столы, проблема освещается в СМИ. Эксперты, чиновники, депутаты вышли в народ — донести до горожан принципы построения бюджетов, а главное — прояснить суть закладываемых городом и областью параметров.

Есть на то общественный запрос.

Горожане видят, что в проекте бюджета Екатеринбурга закладываются меньшие, чем на 2013 год, объёмы по доходной и, соответственно, расходной части. Как так? Экономика города ведь показывает замечательные результаты. Другой волнующий даже, как говорится, и собаку съевших в бюджетном строительстве специалистов вопрос: если в проекте городского бюджета всё прозрачно и понятно — столько-то у нас будет собственных доходов, столько-то ожидаем обязательных трансфертов и на какие конкретные цели деньги будут потрачены, — отчего в проекте областного бюджета чёрт ногу сломит?

Было заявлено, что региональный бюджет выстроят по программному принципу — и где эти программы? Есть ли на них, кроме, так сказать, деклараций о намерениях, паспорта: будут выполнены те-то и те-то работы, построены объекты, решена проблема — за такие вот деньги. Ну, как в любом уважающем себя домашнем хозяйстве: столько мы заработали и планируем в таких размерах будущий доход — теперь купим маме шубу, отремонтируем квартиру, запишемся всей семьёй в бассейн и запланируем отпуск.

В проекте муниципального бюджета применён ровно такой принцип — и это уже многолетняя практика бюджетного строительства в Екатеринбурге: городские финансы формируются по программно-целевому принципу и сам бюджет — развития, носит инвестиционный характер — когда ставится конкретная задача, и под неё изыскиваются финансы. С расчётом эффективности от вложений.

В проекте консолидированного бюджета подобной ясности не наблюдается.

И внести её в сознание налогоплательщиков представляется крайне затруднительным, подчёркивалось на многочисленных форумах недели. Сам текст и цифры областного бюджета публично не обсуждаются, а построение документа таково, что непонятно, ожидать ли муниципалитету от области трансфертов или надо сворачивать проекты развития, потому что регион свои обязательства по их финансированию кладёт под сукно?

В общих чертах мы видим, что согласно параметрам проекта консолидированного бюджета области городская казна может потерять до 26% средств.

Но, может, эти деньги — эксперты посчитали, порядка 7 млрд. рублей, — изымаемые у города, частью из-за принятых регионом изменений нормативов по отчислениям НДФЛ, частью под флагом перераспределения полномочий, etc, как-то зашифрованы в статьях областного бюджета, и город не потеряет деньги, они ему вернутся? А в Екатеринбурге и дальше будут строить детские садики, школы, поликлиники, дороги, развязки — просто теперь область выделит денег больше в дополнение к городским деньгам, в соответствии с договорённостями о софинансировании?

Из проекта областного бюджета этого совсем не следует.

Зато явственно просматривается, что доходная часть планируемого на 2014 год областного бюджета — 166 млрд. рублей — на 6,5% выше, чем объёмы областного бюджета 2013 года (156 млрд.), а городской бюджет, наоборот, изрядно надкусывается.

Область, говорит региональный министр финансов Галина КУЛАЧЕНКО, планирует объём межбюджетных трансфертов из областного бюджета в муниципалитеты в размере более 67 млрд. рублей. Хорошо! Но может ли в таком случае Екатеринбург, где проживает треть населения области и на территории которого формируется две трети областного бюджета, рассчитывать, что минимум 22 млрд. рублей из этой суммы будут трансферты в екатеринбургскую казну, на развитие города? Ответа на это пока нет, но на дискуссионных площадках звучало — если и вернётся, то не более 10—11 млрд.

И где справедливость, логика где: на развитие Екатеринбурга, главного донора региона, денег не давать — зато выделить их с лихвой по сути на «проедание». Ибо единственный город, где есть стратегия развития, — как раз Екатеринбург; о каких-либо серьёзных стратегиях развития в других муниципальных образованиях области слышать не доводилось — как, в общем-то, нет таковой «сводной» стратегии и на уровне субъекта Федерации.

Примечательной мне показалась мысль, которую высказал вчера на очередной «бюджетной встрече» недели — в традиционной гостиной «Уральского рабочего» глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ: мэрия, депутаты, общественность Екатеринбурга «бьются» не за собственно деньги как таковые — за объекты, возведение которых должно быть профинансировано, за программы социально-инфраструктурных перемен.

Действительно, странная позиция региональных властей: город, которым они, безусловно, гордятся — в каком ином городе области (да и региона страны, кроме Москвы и Питера) назначают встречи лидеры государств, проводятся глобальные форумы?! — и который обеспечивает финансовый баланс Среднего Урала, пытаются лишить средств развития…