Сценарии нашей экономики от нас не зависят? » новости Екатеринбурга и УрФО

Сценарии нашей экономики от нас не зависят?

24-09-2011, 08:00
Сценарии нашей экономики от нас не зависят?
Фото:

Правительство России в среду утвердило подготовленный Министерством экономического развития РФ прогноз социально-экономического развития страны на 2012 год и плановый период 2013—2014 годов. Сценариев представлено несколько, и базой для каждого служат различные варианты состояния мировой экономики и мировой же цены на нефть — усилия нашего бизнеса и воля политических элит, похоже, не играют тут никакой роли, что честно указывает на место России в современной глобальной экономике.

Конечно, если брать за точку отсчёта нынешнее состояние российской экономики, то движение вперёд предполагается: рост ВВП и промышленного производства планируется ежегодно в пределах 3,4—4,6%, а реальных располагаемых денежных доходов населения (доходов за вычетом обязательных платежей, скорректированных на инфляцию) — на 4,8—5,3%.

Однако даже при варианте уверенного выхода мировой экономики из рецессии (чего явно не наблюдается, наоборот, есть масса признаков, что накатывает новая кризисная волна) и рыночной стоимости нефти на нынешнем уровне — в районе 100 долларов за баррель — мы взберёмся на докризисные рубежи в лучшем случае к концу будущего года.

Но за прошедшие годы (и особенно сейчас — в предвыборный период) государство набрало на себя столько дополнительных социальных обязательств, и чтобы их все выполнить, необходима, звучит из уст ряда правительственных чиновников, и независимые эксперты с ними согласны, цена нефти как минимум в 116 долларов за баррель. А такой цены ждать не приходится. Мировая экономика её попросту не выдержит. Российская экономика упала в кризис более всех развитых и развивающихся стран, государство пустило в ход резервные накопления. Но нам повезло: цены на нефть подросли до нынешней их величины — средневзвешенная цена российской нефти в этом году 109 долларов за баррель, — но этот ресурс уязвим, обжёгшись на высокой цене на энергоресурсы, мировая экономика при первых трудностях начнёт на них экономить.

Да и нынешнее состояние нашей экономики порождает бедность, несмотря на, казалось бы, рост занятости населения. Минэкономразвития зафиксировало снижение реальных располагаемых денежных доходов населения в этом году на 0,7% — этого, и в «официально объявленный» кризис не наблюдалось. К концу года доля бедного населения увеличится, по оценке Правительства, до 13,1%, а ведь ещё недавно говорилось о снижении этой прослойки. И в предстоящее трёхлетие серьёзных сдвигов тут не предвидится: по сценариям Минэкономразвития, доля расходов граждан на платные услуги будет выше уровня 2008 года, и говорится о тенденциях к их росту — например, в ЖКХ.

Да, Правительство недавно объявило, что тарифы будут изменяться не с 1 января и действовать по 31 декабря каждого года, а с 1 июля — по 30 июня следующего года (исключением станет РЖД, где тарифный период будет как раньше — с 1 января). И это делается якобы для минимизации инфляционных ожиданий в экономике и «мягкого» восприятия перемен населением. Однако государство тут же хочет выдать энергетическим монополиям на их инвестиционные программы несколько десятков миллиардов рублей государственных гарантий. Что опять же увеличивает бюджетные траты.

Дефицит Пенсионного фонда и Фонда социального страхования попытаются также покрыть из бюджета, а кроме того — за счёт дополнительного социального оброка на предприятия и организации на высокие зарплаты, что само по себе затормозит рост зарплат или приведёт к уводу их в тень — значит, и тут бюджет недосчитается доходов. Не случайно в Правительстве то и дело возникают темы повышения после выборного цикла либо налогов на бизнес, либо возраста выхода работников на пенсию. Их тут же опровергают, но через день-два они всплывают снова — так было и на этой неделе.

Опасения, что нас окатит новой кризисной волной, вызывает и поведение рубля, который слабеет буквально на глазах. С одной стороны, слабая национальная валюта — это дополнительный стимул отечественному производителю, работающему на экспорт; но наш экспорт специфичен, ограничен узким сырьевым сегментом и, повторюсь, сильно зависит от состояния мировой экономики, но никак не нашей. А весь иной сектор российской экономики производит, увы, пока что неконкурентоспособную продукцию. А потому, с другой стороны, при засилье на наших рынках импорта слабый рубль (соответственно, дорогая инвалюта) может спровоцировать как раз те самые инфляционные всплески, от которых пытаются уберечь нашу экономику. Покупая за границей товар задорого, кто же будет продавать его в России задёшево? Слабый рубль непременно приведёт к росту стоимости кредитов, которые российский бизнес по-прежнему вынужден брать за рубежом: наши банки имеют в наличии лишь короткий спекулятивный капитал.

В принципе, в России денег пока ещё что грязи на наших дорожных «направлениях». Но как пояснил на этой неделе в Госдуме министр российских финансов, вкладывать наши резервы в отечественную экономику никак нельзя. Наш внутренний рынок «с точки зрения количества эмитентов, числа надёжных предприятий существенно уступает иностранным». Наш внутренний рынок «не соответствует по ёмкости возможностям даже нашего Резервного фонда».

Такая вот она, наша экономика, сценарии развития которой мало от нас зависят…

erid: erid: