Кто налоги платит, тому и «смету строить»

Кто налоги платит, тому и «смету строить»

Прежде чем принимать такой важный документ, как областной бюджет на 2014 год, его должны обсудить жители Среднего Урала — прежде всего представители бизнес-сообщества, в значительной степени формирующие этот бюджет отчисляемыми налогами. Такой вывод сделали участники круглого стола «Областной бюджет 2014: Понять, как будем жить», состоявшегося в четверг в Атриум Палас Отеле и собравшего представителей муниципальной власти, депутатского корпуса и предпринимателей.

Звучит тревожно? Но, увы, такова складывающаяся реальность: Екатеринбург, который ежегодно вносит в областной бюджет 60% его доходной базы, в наступающем году рискует потерять 7 млрд. рублей: 2,5 млрд. — из-за снижения доли НДФЛ и ещё 4 млрд. рублей — из-за прямого сокращения объёмов межбюджетного трансферта. Региональная власть обусловливает это тем, что 2014 год будет чуть ли не кризисным, а значит, надо «затягивать пояса». Однако такой аргумент не выдерживает никакой критики уже потому, что консолидированный бюджет Свердловской области на 2014 год даже по предварительным расчётам будет отнюдь не меньше, а на 10 млрд. больше, чем в этом году. Получается парадоксальная картина: областная казна прирастает, а бюджет Екатеринбурга урезается. Жертвой столь внезапной «экономии» могут пасть необходимые как воздух проекты строительства в областном центре, объекты дорожной инфраструктуры — например, дорожные развязки, под которые регион изначально предполагал выделить деньги. Однако в последний момент акценты сместились: по задумке областников 70% бюджета 2014 года пойдёт на погашение социальных обязательств, а планы дорожного строительства сузятся до размеров недостроенного участка ЕКАД. Пострадать могут и городские программы строительства детских садов и школ, поликлиник и других объектов, которые требуют софинансирования из областной казны.

Никто не спорит: ЕКАД — объект очень важный, особенно в свете подготовки Екатеринбурга к чемпионату мира по футболу и в случае победы нашей заявки — к ЭКСПО-2020. Но ведь, так или иначе, достраиваться «кольцевая» будет за счёт налогоплательщиков. В том числе — бизнесменов, отчисления которых примерно на 50% и формируют областной бюджет. А может, имеет смысл для начала спросить их мнение на предмет «куда пойдут наши кровные»?

Заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр ВЫСОКИНСКИЙ уверен: обсуждение проекта бюджета должно быть максимально открытым — как это давно уже принято в Екатеринбурге. Проект городского бюджета прозрачен, доступен общественности. И одним из важнейших пунктов обсуждения главного финансового документа Екатеринбурга является вопрос приоритетов: будем закладывать деньги под детские сады или под строительство метро, под дорожный ремонт или под закупку подвижного состава для автобусных парков, возводить большой стадион на сотню тысяч мест или двадцать районных ФОКов…

Хотя, признаться, делать это горожанам с каждым годом всё труднее и труднее: ведь мало «составить смету», надо ещё и деньги под эту смету иметь. А в сегодняшней ситуации, когда с каждого рубля НДФЛ, собираемого в Екатеринбурге, в городской казне остаётся всего 17 копеек, особо не пошикуешь…

Во время круглого стола мнение высказали и руководители Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей. Исполнительный вице-президент и советник СОСПП, Марина ВШИВЦЕВА и Владимир СЕМЁНОВ, тоже считают, что при разработке бюджета областным чиновникам необходимо прислушиваться к представителям бизнеса, а сам бюджет делать более прозрачным. Хотя бы для того, чтобы предприниматели могли загодя выстраивать стратегию инвестирования важных для региона проектов, участвовать в развитии тех или иных территорий. За общественное обсуждение областного бюджета и депутаты Екатеринбургской городской Думы Светлана УЧАЙКИНА, Елена ДЕРЯГИНА и Дмитрий СЕРГИН. По мнению Дмитрия Сергина, нынешняя бюджетная политика областных властей вообще приведёт к уничтожению Екатеринбурга как экономического локомотива региона. А дальше процесс пойдёт по принципу домино: чтобы спасти наполняемость бюджета Екатеринбурга, «ограбленного» в пользу дотационных территорий Свердловской области, придётся повышать оставшиеся в ведении муниципалитетов налоговые ставки, предприниматели в ответ начнут уходить в тень — что неминуемо ударит не только по городской, но и по областной казне.

Так что в вопросе «обсуждать облбюджет с населением или нет» и представители муниципальной власти, и бизнесмены единодушны: обсуждать надо. Вопрос — где конкретно? В Екатеринбурге — или в качестве дискуссионной площадки выбрать город поменьше, вроде Кушвы или Верхней Пышмы? И что обсуждать конкретно: «текучку» или кардинальные вопросы — например, пропорции финансирования социальной сферы и проектов, которые могли бы быть интересны коммерсантам? Для этого, по мнению Александра Высокинского, нужно разработать методологию совместной работы, после чего уже выходить с ней на областное правительство и депутатов Законодательного собрания.