Оставляя — как Кушве, требуют — как со столицы?

Оставляя — как Кушве, требуют — как со столицы?

Полуторамиллионный город, в котором не ходит общественный транспорт, не строятся детские сады и школы, не ремонтируются больницы, остановился процесс отселения жильцов ветхого фонда в многоэтажки, не обновляются коммунальные сети, не строятся автомагистрали и дорожные развязки — примерно такая судьба ожидает Екатеринбург в 2014 году, если областной бюджет будет принят в его нынешнем, губительном для столицы Урала варианте. К такому выводу пришли участники заседания Общественной палаты Екатеринбурга, состоявшегося вчера в городской администрации и посвящённого аспектам межбюджетных отношений города и области в 2014 году.

Кому-то такой прогноз может показаться излишне пессимистичным. Но цифры — вещь упрямая и конкретная. Из-за сокращения муниципальной доли НДФЛ и уменьшения трансфертов из областного бюджета на социально значимые сферы бюджет Екатеринбурга в 2014 году будет не только дефицитным, но и не способным решать насущные задачи, стоящие перед городом. По словам заместителя главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александра ВЫСОКИНСКОГО, снижение городской доли НДФЛ с 30% до 18% отбирает у города от 7 до 10 млрд. рублей чистого дохода. А это значит, что городу, как бы он ни хотел, не поднять доходную часть бюджета-2014 выше отметки 28 млрд. рублей. По сравнению с бюджетом этого года — падение на целых 26%, и это при том, что только налоги, собираемые на территории города, обеспечивают порядка 60% всех сборов, из которых формируется областная казна.

Недавняя «рокировка» с полномочиями в сфере городского здравоохранения (которые город отдал области, а та делегировала их обратно) тоже никаких дивидендов Екатеринбургу не принесла: на 300 млн. рублей, которые получит столица Урала в качестве областного трансферта на поддержание работы городских ЛПУ, сильно не разгуляешься.

Та же ситуация и в сфере образования. И даже громко распиаренная областная программа «Столица», согласно которой город должен был каждый год получать по 4 млрд. рублей на строительство дорог и развязок, область, похоже, тихо спускает на тормозах: в 2014 году только 782 млн. рублей, выделенных городу в качестве областного трансферта, пойдут на жизненно важные да дорожные объекты (вроде развязки на Окружной), остальное решили потратить на достройку ЕКАД.

А это значит, что в 2014 году не будет построено ни одной новой школы, остановится реконструкция муниципальных больниц и поликлиник, затормозится дорожный ремонт (ведь из-за бюджетной политики областного руководства городской дорожный фонд тоже сократится, причём в два раза). Впрочем, существует реальная угроза того, что даже по тем дорогам, которые удастся отремонтировать, ездить будет некому: из-за невыполнения областью обязательств по компенсации проезда льготников в общественном транспорте транспортные предприятия Екатеринбурга могут просто обанкротиться.

Дальше будет ещё хуже: по мнению начальника департамента финансов администрации Екатеринбурга Андрея КОРЮКОВА, прозвучавшему на вчерашнем заседании Общественной палаты, если такая тенденция продлится ещё несколько лет, бюджет Екатеринбурга «похудеет» настолько, что попадёт в полную зависимость от областных трансфертов. То есть станет в финансовом смысле аналогом Кушвы или Алапаевска. При этом с города никто не снимет его столичные обязанности: выполнять указы Президента РФ о ликвидации очереди в детские сады, поднимать зарплату бюджетникам, реконструировать объекты социальной сферы, отселять обитателей ветхих домов в благоустроенные новостройки.

Руководители профильных подразделений администрации Екатеринбурга, выступавшие перед членами Общественной палаты, помнят об этих обязательствах куда лучше своих областных коллег. Вопрос один: как «сделать сказку былью?», когда на поддержание работы образовательных учреждений Екатеринбурга в 2014 году область выделяет всего 3,6 млрд. рублей, на жилищные субсидии — 2,9 млрд., на здравоохранение — чуть меньше 300 млн., а на реставрацию учреждений культуры (того же ТЮЗа или ЦКиИ «Верх-Исетский») в проекте облбюджета не предусмотрено вообще ни рубля! Вопрос, как говорится, ребром — и его адресат заседает не в мэрии Екатеринбурга, а на Октябрьской площади, в здании Законодательного собрания Свердловской области. Именно туда члены Общественной палаты Екатеринбурга во главе с её председателем академиком Александром ТАТАРКИНЫМ и направили своё обращение, в котором настоятельно просят депутатов ЗакСО учесть все замечания городской общественности к проекту облбюджета, прежде чем принять его.

Потому что иначе нам придётся потом целый год по этому странно слепленному бюджету жить. Или выживать — тут уж как карта ляжет. И не только жителям Екатеринбурга, но и всем 90 муниципалитетам области, для многих из которых город на Исети является, по сути, единственным бюджетным «кормильцем».