Лажай громко! » новости Екатеринбурга и УрФО

Лажай громко!

29-03-2016, 08:00
Лажай громко!
Фото:

Небольшой тест. Попробуйте произнести с первого раза: «Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь.Но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь». Споткнулись? Значит, вы ещё только на пути к искусному ораторству.

Впрочем, возможно, такая цель перед вами и не стоит. На первый взгляд кажется, что умение говорить красиво — не самое важное в жизни. Нет, дикторам, шоуменам, политикам и прочим людям, вещающим на широкую аудиторию, конечно, без него никуда. А вот «простые смертные», наверное, прекрасно могут обойтись и без красноречия. Однако ведущий одного из центральных телеканалов, бизнес-тренер в области ораторского искусства и, к слову, выпускник физико-технологического института УрФУ Егор МОСКВИН считает иначе, потому как быть понятым важно каждому. У всех бывают моменты, когда надо выступить перед публикой, будь то защита диплома, презентация проекта или даже произнесение тоста. 24 марта Егор выступил с лекцией «ПониманиЕ пониманиЯ» в галерее уличного искусства «Свитер» (ул. Пушкина, 12).

По информации спикера, главная проблема, с которой сталкивается рассказчик, — отсутствие стройной цепочки повествования, в которой одно звено логично вытекало бы из другого.

— Дело в том, что ход наших мыслей для большинства неудобоварим, — пояснил Егор. — Классический случай: вернувшись домой после тяжёлого трудового дня, вы думаете: «Неплохо бы отдохнуть», заходите на сайт booking.com для просмотра отелей и вдруг ловите себя на мысли о том, что должник не возвращает вам деньги. Для вас, скорее всего, путь от booking.com до должника очевиден: вы задумались, где бы достать на поездку денег, и вспомнили про долг. Но для других людей — нет. Поэтому речь следует строить иначе. Хаосу, путанице, перескакиванию с одного на другого здесь не место. Чтобы натренировать способность говорить связно, чаще читайте вслух.

Однако мало выстроить логическую цепочку (тогда мы получим лекцию, которая быстро наскучит), её ещё надо разукрасить. Работа над «красочной обёрткой» для содержания ведётся, по словам Егора Москвина, до сих пор. Потому что выливающийся на людей информационный поток настолько велик, что удержать их внимание всё сложнее. Но основной принцип ораторского искусства был сформулирован ещё в античности: достоверность и наглядность.

— В те времена ареной для публичных выступлений были залы судов, — рассказал Егор. — Здесь разыгрывались настоящие спектакли! Если, допустим, у меня украли козу, я должен был принести верёвку и показать, что козы на ней больше нет. Только тогда мне верили.

И сегодня, чтобы усилить эффект от слов, желательно что-нибудь показать: инфографику, картинку или реальный предмет.

Завладеть вниманием можно и другим способом — сыграв на эмоциях зрителей.

— Это уже манипулятивные технологии, которыми прекрасно владеют цыганки, — констатировал Егор. — Представьте ситуацию: к женщине с малышом подходит цыганка и говорит: «А на ребёночке-то твоём порча!» Эмоции матери сразу уходят вниз. Следующая реплика: «Но я могу помочь». Маятник качается в обратную сторону: появляется надежда. «А деньги-то у тебя есть?» Снова спад: денег нет. «Ничего, ты сходи за ними домой, я подожду», — говорит цыганка, вызывая очередной подъём эмоций. Эта технология получила название «двойной петли» — выбраться из неё почти невозможно. Чтобы добиться своим выступлением какой-то цели, вы должны действовать так же: устраивать «болтанку». Дважды качнули эмоции людей в минус, а потом в плюс — получили резонанс.

Дикция тоже важна для понимания сказанного. Здесь нам на помощь приходят уже упомянутые скороговорки.

— Они развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной. Это главная цель скороговорок, но не единственная, — отметил Егор. — Разучивая скороговорку, мы учимся осмысленно относиться к тому, что говорим, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Мастер ораторского искусства советует выбрать наиболее длинную скороговорку и тренироваться проговаривать её на одном дыхании. Желательно перед зеркалом, чётко выделяя все буквы, чтобы можно было прочесть сказанное по губам.

Помогает развить речевой аппарат и… обычная пробка от бутылки с алкогольным напитком. Егор рекомендует каждый день в течение 10—15 минут держать её между зубами в вертикальном положении. И так — на протяжении трёх месяцев, не меньше!

— Благодаря этому нижняя челюсть будет двигаться более свободно, — заверил спикер. — Вообще старайтесь во время общения открывать рот. В Екатеринбурге многие говорят очень быстро и как бы сквозь зубы. В результате разобрать сказанное крайне проблематично.

Помимо внятности важна грамотность речи. Если сомневаетесь в ударении или значении слова или оборота — перепроверьте информацию.

— В публичных выступлениях нужно быть скрупулёзным. Насколько хорошо вы готовите костюм, настолько хорошо надо готовить речь, — наставлял Егор. — Обратите внимание, например, на оборот «грубо говоря». Его употребляют где угодно. А ведь он уместен только рядом с цифрами. К примеру, «От Екатеринбурга до Москвы, грубо говоря, 1 800 километров».

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются начинающие ораторы, — страх перед публикой. По мнению Егора, для того чтобы от него избавиться, надо снизить значимость события.

— Пусть выход к зрителям станет для вас таким же рядовым действием, как, скажем, поход до небоскрёба «Высоцкий». Вообще почаще выступайте перед публикой, не беспокоясь о том, успешно ваше выступление или нет, — посоветовал спикер. — Лажать вы со временем перестанете, а навык наработаете. Но сначала запишите себя на видео, чтобы было с чем сравнивать. Это будет вашим первым шагом на пути к успеху.

erid: erid: