Два дня Алексея Балабанова » новости Екатеринбурга и УрФО

Два дня Алексея Балабанова

29-03-2016, 08:00
Два дня Алексея Балабанова
Фото:

В минувшие выходные, 26 и 27 марта, в Ельцин Центре (ул. Б. Ельцина, 3а) вспоминали, узнавали, переосмысливали известные и не очень «короткие» и «длинные» ленты режиссёра Алексея БАЛАБАНОВА. Автора знаковых для развития российского киноискусства картин: «Брат» и «Брат 2», «Груз-200», «Жмурки». Эти истории знает, пожалуй, каждый из нас. Эти истории не стареют, хотя их герои, зрители, прототипы — все свидетели перерождения отечества — уже давно выросли, поменяли жизненные ориентиры.

— В десятилетие после премьеры «Брата» у меня не было такой популярности, как сейчас, — признаётся актриса Светлана ПИСЬМИЧЕНКО, приехавшая на «Дни Балабанова». — Мой сын, которому 17 лет, большой поклонник этой картины. Я даже могу объяснить почему: там есть такая идея братства, «брат за брата», патриотичности, мужской темы совершенно. Молодеющее поколение Лёши с каждым годом всё больше и больше. Любят эту картину и люди, которые родились уже в 2000-х годах. Саундтреки и фразы оттуда записывают, друг другу пересказывают. Жизнь показывает, что это так.

Встретить зрителей мероприятия прилетели и другие близкие режиссёру люди. Народный артист Алексей СЕРЕБРЯКОВ, вдова Алексея Балабанова Надежда ВАСИЛЬЕВА (работавшая художником по костюмам на съёмочных площадках). А киновед, член Российской академии кинематографических искусств Вячеслав ШМЫРОВ сопровождал екатеринбуржцев в пути из семи фильмов Балабанова и одного — Петра ШЕПОТИННИКА «Балабанов на войне».

Программа киноакции включала в себя известные «Груз-200», «Замок», «Река» и последнюю работу режиссёра «Я тоже хочу». Менее знаменитые короткометражки «Трофимъ» (1995 г.), «У меня нет друга» (1988 г.), «Настя и Егор» (1989 г.) посетили герои последних двух — Настя ПОЛЕВА и Егор БЕЛКИН. Свердловский рок — это особая тема в фильмах Балабанова: здесь и «Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус», «Настя», и «Смысловые галлюцинации», Чичерина...

— А разве есть не свердловский рок? — полушутя-полувсерьёз комментирует Алексей Серебряков.

Друзья-земляки из шумной компании уральских музыкантов становились героями первых, ещё ученических работ Алексея Балабанова. Вместе со зрителями Настя и Егор пересмотрели «Настю и Егора». И рассказали нам историю создания короткометражки. Однажды режиссёр попросил ребят сняться для своей дипломной работы. Настя согласилась только при одном условии: никто, кроме экзаменационной комиссии, не увидит достаточно личную историю про их отношения, встречи, мысли.

— Он говорит: «Да нет! Увидят человек десять, больше никто». А в 1991 году этот фильм показали на всю страну по центральному телевидению. Я была в ужасе. Два года с ним не разговаривала, — вспоминает Настя Полева. — Но он выдвинул железный аргумент: «Вы, мол, дураки. Я вас снимаю, вы потом будете на себя смотреть спустя 25—30 лет, потом дальше и меня благодарить всю оставшуюся жизнь». Собственно, я и благодарю его сегодня. Конечно, сейчас для меня этот фильм очаровательно смотрится. Мне кажется, что тогдашние двадцатилетние ребята ничем не отличаются от сегодняшних. Те же слова, те же жесты, над тем же смеются.


Настя ПОЛЕВА и Егор БЕЛКИН исполнили несколько своих песен, звучавших в фильмах Алексея Балабанова. Фото: Милолика ТРЕТЬЯКОВА.

Благодарен Алексею Балабанову и Егор Белкин. За то, что снял их именно в это время, несмотря на то что съемочный процесс тогда, тем более для молодого человека, был непрост. Ни бюджета, ни съемочной бригады.

— У нас были с ним братские отношения, — говорит Егор. — Потом он уже позже променял меня на Серёжку БОДРОВА. Но мы остались друзьями. Лёша — в определённом смысле учитель, чему-то меня учил. Я всегда был «моряк-красивый-сам-собой», ну... вы видели в картине. Но мне встречались люди, которые меня поправляли, приструнивали. Лёша один из них.

Киноакция заставила зрителей и окунуться в свои былые молодые годы, и составить некий план на будущее.

— Короткометражная часть мероприятия возвращает в прошлое. И ты переосмысливаешь свою жизнь, — делится впечатлениями пришедший на мероприятие Дмитрий МАЛКОВ. — Понимаешь, что не зря пришёл, есть, о чём подумать. Балабанова мы знаем только по тем фильмам, которые смотрели в кино или по телеку. То закулисное, что с ним происходило, лично мне не известно. У меня появилось желание пересмотреть его фильмы, в том числе те, которые я не видел. Наверняка мы это сделаем в ближайшее время.

Завершились «Дни Балабанова». Но только в Ельцин Центре. У нас они продолжаются. Можно снова смотреть. И любить, как герои «Мне не больно». И пытаться быть честными, как Данила Багров. И подпевать свердловскому року. И помнить.

erid: erid: