Екатеринбург новости

Валюта: EUR 70,85 USD 64,25
» » » » «Валет» и дамы в новом свете

«Валет» и дамы в новом свете

Гордость коллекции екатеринбургского Музея изобразительных искусств — собрание искусства русского авангарда начала прошлого столетия и советского искусства 1920—1930-х годов — теперь представлена в посвежевших после ремонта залах (ул. Вайнера, 11) и в новом свете. Здесь заменено освещение: общий «прямой» свет стал более мягким, а произведения оснащены индивидуальной подсветкой. Это позволяет нам рассмотреть каждую картину в контексте экспозиции, в ряду «соседей», во взаимосвязях с ними, и в то же время — отдельно, обособленно, как самоценность.

Экспозицию открывают работы художников, входивших в объединение «Бубновый валет» (1911—1917 гг.) Творческий союз живописцев назван, как и их первая совместная художественная выставка 1910 года. Необыкновенное название было призвано привлечь публику и даже эпатировать её на самой выставке новизной и дерзостью изобразительных решений, которые позже назовут «неопримитивизм». Этот господин в шляпе — тоже родом из «Бубнового валета». Портрет 1912 года, представленный в первом зале экспозиции, соединил двух художников, организаторов этого объединения. Пётр КОНЧАЛОВСКИЙ написал друга и соратника Василия РОЖДЕСТВЕНСКОГО на фоне итальянского пейзажа…

В этом году предстали обновлёнными галерея камнерезного и ювелирного искусства Урала, залы русского искусства XVIII — начала XX века в главном музейном здании (пер. Воеводина, 5). И вот теперь волна обновления добралась до исторического здания музея на Вайнера, 11. Три первых десятилетия русского и советского искусства ХХ века вновь увидели зрители.

Портрет Василия РОЖДЕСТВЕНСКОГО написал Пётр КОНЧАЛОВСКИЙ — оба из «Бубнового валета». Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.
Экскурсию по обновлённой экспозиции для читателей «ВЕ» провела заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга ГОРНУНГ. Неопримитивизм, кубизм, фовизм, супрематизм, неореализм… Основы множественности направлений в русской живописи закладывались и развивались именно в эти интереснейшие годы, когда социалистический реализм ещё не начал главенствовать и быть «единственно верным». Какие имена! Михаил ЛАРИОНОВ и Наталья ГОНЧАРОВА, Илья МАШКОВ и Роберт ФАЛЬК, Абрам АРХИПОВ и Александр РОДЧЕНКО, Исаак БРОДСКИЙ и Борис ИОГАНСОН, Юрий ПИМЕНОВ и Александр ЛАБАС… От «Бубнового валета» до АХРР — Ассоциации художников революционной России, от «Союза молодёжи» (не путать с комсомолом, которого тогда ещё не было) к Союзу художников, действующему как творческий союз и сегодня.

«Натюрморт с цилиндром» (1913 г.) Якова ПАИНА. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.
Это время художников было разнообразно и переменчиво. Портрет дамы в розовом написан сестрой «модели» Ольгой РОЗАНОВОЙ. Неопримитивистский портрет расположен на выставке в непосредственной близости с творчеством художников «Бубнового валета» (Ларионова, Машкова), а сама Ольга Розанова входила в число основателей общества «Союз молодёжи», в выставках которого порой участвовали и «бубнововалетцы». Она была одной из примечательных фигур русского авангарда, и в её судьбе прослеживаются творческие поиски многих собратьев по искусству. Подруга поэта-футуриста Алексея КРУЧЁНЫХ шла от кубизма и футуризма к чистой абстракции, присоединилась к обществу «Супремус», которое возглавил Казимир МАЛЕВИЧ. В экспозиции ЕМИИ представлены беспредметные композиции Розановой и её соратницы по «Супремусу» Надежды УДАЛЬЦОВОЙ. Вот забавный «дуэтный» портрет — доярки и коровы Фанни. Передовая колхозница — новый персонаж 30-х годов — как-то меркнет в соседстве с живописной пятнистой рекордсменкой. Автор этой картины Анастасия УХАНОВА тоже была участницей выставки «Союз молодёжи», работала как театральный художник в Мариинском театре, была сотрудником Эрмитажа, пережила блокаду.

Под «Натюрмортом с красной рыбой» основателя «Бубнового валета» Ильи Машкова (к тому времени «Валет» уже не существовал) в отдельной витрине впервые экспонируется «Больная» — портрет на дереве Кузьмы ПЕТРОВА-ВОДКИНА (1922 год). Ольга Горнунг, занимаясь атрибуцией картины и перечитывая воспоминания Петрова-Водкина, выяснила: здесь изображена жена художника Мария ПЕТРОВА-ВОДКИНА, в ту пору беременная. Чуть дальше мы встречаем портрет «Девочка с книгой», и можно предположить, что Петрову-Водкину здесь позировала дочь Елена, их единственный с женой ребёнок — тот самый…


Пока в музее отсутствуют «Портрет дамы в кресле» Ильи Машкова и работа Василия КАНДИНСКОГО «Серый овал». «Дама» с «Овалом» сейчас участвуют в сборной выставке русского авангарда во Флоренции, в Палаццо Строцци. И композиция Казимира Малевича из екатеринбургского музея тоже отправилась на зарубежную выставку — в Амстердам. Но они, конечно, вернутся в обновлённую экспозицию в будущем году.

Кстати


11 октября в Музее изобразительных искусств состоится ещё одно культурное событие: откроется новая систематическая экспозиция западноевропейского фарфора. 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.