«Красота — в глазах смотрящего…»

«Красота — в глазах смотрящего…»

Истинность любимого и очень важного для себя афоризма екатеринбургский художник Алексей ЕФРЕМОВ вновь подтвердил персональной выставкой. 24 октября Свердловское региональное отделение Союза художников РФ представило его экспозицию живописи и графики в своих выставочных залах (ул. Куйбышева, 97).

Тысячу раз, кажется, видели мы этих скромных «стариков» — дома и домики в тихом центре Екатеринбурга. Спешим мимо них, не цепляем взглядом, не замечаем. Заметим, наверное, и то не сразу, только их исчезновение. Когда они унесут в небытие обаяние старинных мест нашего города, такого ещё молодого (всего-то 290 лет) по сравнению с Прагой или Венецией. Но вот с живописных полотен Алексея Ефремова екатеринбургская красота уже не исчезнет никогда. И не только екатеринбургская. Выставка проходит под названием «Мир огромен и прекрасен». Она приурочена к 50-летию художника, с чем его и поздравляли на многолюдном вернисаже. Однако даже такой «золотой» юбилей кажется формальным поводом. Настоящая причина — красота картин и рисунков художника, которую не увидеть, не заметить невозможно…

Алексей ЕФРЕМОВ на вернисаже 24 октября. Фото: Виталий ПУСТОВАЛОВ.

Алексей Ефремов — действительно ловец красоты. Все живописные полотна, которые представлены на новой его персональной выставке в Доме художника, написаны с натуры. И в них навсегда теперь остались ранний луч, талый снег, свет осенних листьев и звон колоколов под такими же, как листья, золотыми куполами, трогательные в своей бедной старости дома, бесстрашно доживающие век рядом с заносчивыми великанами. С этих полотен «дышат почва и судьба» нашего города и заповедных уральских мест, очень известных и таких, что только сам живописец знает, любит. Заразившись его стремлением смотреть и видеть на этой выставке, в свою очередь, смотришь и не насмотришься на ускользающую от нашего взгляда, но воспроизведённую художником красоту. Дышишь и не надышишься воссозданным прозрачным воздухом, самой атмосферой спокойного, несуетного достоинства подлинно прекрасного.

Рисунок похож на старую фотографию, но только оттенками… Фото: Виталий ПУСТОВАЛОВ.

Природные и урбанистические пейзажи художника пленяют не одной лишь красотой изображаемого. Мастерством. Алексей Ефремов — и ловец, и творец красоты. Кстати, и в день юбилея он «ловил и творил»: работал в июле на пленэре в Мексике. Удивительно, но его мексиканские работы словно переговариваются с уральскими, и в их диалоге нет контрастных противоречий. Город Пуэрто-Вальярта, конечно, иной по колориту, чем Екатеринбург, или Верхотурье, или Таганрог. Здесь яркие цветы свешиваются с балкончиков, яркие машинки стоят в подворотнях, он по-южному белый и синий. Но, по выражению самого художника, этот город так же соразмерен человеку, как старинные екатеринбургские улицы. Городская живопись Ефремова не населена людьми, но написана так — и мексиканская, и наша «местная», — будто черноволосый мальчишка только что пробежал по улице, а смуглая женщина сейчас зашла в дом с покупками и тихо прикрыла дверь, или пожилой екатеринбуржец посмотрел с этого крыльца на дождь и раздумал идти на прогулку…

Живописные работы Алексея Ефремова знакомы многим по выставкам, по его авторским альбомам. За исключением, разумеется, написанных в 2013 году, как мексиканская серия. В Мексике её, кстати, увидели раньше нас. Во-первых, пока художник работал на пленэре, прохожие останавливались, смотрели. Во вторых, 25 свежих работ тут же были выставлены в местной галерее к восторгу горожан. Но вот рисунки Ефремова в зале графики этой экспозиции, думаю, будут откровением тоже для многих.

«Романтический мостик» — живопись с мексиканского пленэра. Фото: Виталий ПУСТОВАЛОВ.

Художественное кредо: «Красота — в глазах смотрящего» — работает и здесь. Однако эти рисунки сделаны не на натуре. «В Венеции, например, такое столпотворение туристов, что расположиться для рисования где-нибудь просто невозможно…» Насытив взгляд красотой мест, которые стали незабвенными, он работал над рисунками в мастерской — по памяти, с тщанием и виртуозностью. Рисунки, «словившие» и «сотворившие» акварельным карандашом красоту городов Старой Европы — Лондона, Рима, Праги, — напоминают по желтоватому оттенку выцветшие фото. Они и состарены особым способом — такие трещинки неизбежно появляются со временем на красочном слое живописных полотен. Но на рисунках так не бывает. А вот у Алексея Ефремова бывает. Словно в микроскопических сейфах, в этих рукотворных трещинках хранятся молекулы ускользающей красоты.