Цветы от грозного Тамерлана » новости Екатеринбурга и УрФО

Цветы от грозного Тамерлана

27-10-2015, 08:00
Цветы от грозного Тамерлана
Фото:

Старейшина екатеринбургских музеев — Краеведческий музей — продолжает удивлять. Только что прогремела сенсация: учёными-исследователями на международном уровне установлен новый возраст самой старой деревянной скульптуры в мире — экспонат музея Шигирский идол оказался на два тысячелетия старше, чем датировали ранее. Ему 11 тысяч лет!.. И вот новый сюрприз, вернее, тоже старый, однако почти 100 лет этот артефакт не показывали публике. Не потому что «жалели», а потому что непросто было найти свидетельство его наличия среди 700 тысяч артефактов, а затем и сам раритет, которому более пяти веков.

Реликвия впервые предстала зрителям 23 октября в 15.00 в Музее истории и археологии Урала — в здании Краеведческого музея на пр. Ленина,69/10. Заведующий музеем Константин АНИКИН и Николай НЕУЙМИН, завотделом истории династии Романовых этого же музея, вместе сняли алый полог с витрины. Ведь именно эти музейщики обнаружили в дореволюционных каталогах Уральского общества любителей естествознания сведения об экспонате и достали его из забвения. И вот под стеклом — плита, ажурно украшенная цветами, листьями, растительным и геометрическим орнаментом по мрамору. Это фрагмент ограды надгробия великого завоевателя Азии ТАМЕРЛАНА из его усыпальницы в Самарканде — знаменитого мавзолея Гур-Эмир.

Подлинный фрагмент мраморной плиты из ограды надгробия легендарного завоевателя сейчас в постоянной экспозиции — в зале истории УОЛЕ Краеведческого музея. Только один подобный фрагмент есть в Узбекистане, в Самарканде, где вот уже шесть веков стоит мавзолей династии Тимуридов Гур-Эмир. Эта жемчужина восточной архитектуры с бирюзовым ребристым куполом и «звёздным небом» под куполом стала образцом для возведения Тадж-Махала в Индии. Однако многое в самаркандском архитектурном шедевре за столетия подверглось разрушениям, и многое же внутри мавзолея воспроизведено или возведено уже в позапрошлом и прошлом веках — то есть новодел, по выражению музейщиков. В том числе, возможно, и этот самаркандский фрагмент ограды вокруг надгробия «железного хромого» Тимура, поставленной его внуком Улугбеком. Екатеринбургская «плита Тимура» — и это установлено учёными — подлинник.

Доцент УрФУ, историк Рустам ГАНИЕВ рассказал о сотрудничестве с коллегами из Самарканда. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.
Теперь «Плита Тамерлана» в экспозиции Краеведческого музея. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.


Вьюнки с пятью лепестками причудливой, не прерывающейся цепью покрывают поверхность фрагмента плиты. Мрамор приобрёл желтоватый оттенок — цвет минувшего времени. Так желтеет белый лист бумаги, испещрённый невидимыми письменами солнца. Ажурность, плавность этого традиционного растительного орнамента контрастирует с грозным обликом великого Тамерлана, оставшимся в истории и в легендах, с его проклятьем всякому, потревожившему его захоронение. А цветы и узорчатые листья с этой могилы навечно застыли в камне образом вневременной красоты и печали. На первом публичном показе в Краеведческом музее историю появления и бытования этой плиты в Екатеринбурге рассказали её «открыватели» Константин Аникин и Николай Неуймин, рассказ дополнил доцент УрФУ, руководитель университетского Центральноазиатского научно-исследовательского центра, научных экспедиций екатеринбургских историков в Самарканд Рустам ГАНИЕВ.

Жестоких завоевателей и после смерти грозного Тамерлана было предостаточно, и они не пощадили Самарканд. Когда в середине XIX века будущий генерал-лейтенант Александр Евстафьевич БАРАНОВ участвовал в одном из Туркестанских походов, Гур-Эмир был в руинах. В то самое время к русскому офицеру, интересовавшемуся историей, и попал фрагмент этой мраморной плиты. Годы спустя кавалер ордена Святого Георгия и Золотого оружия «За храбрость» представил свою находку на Сибирско-Уральской промышленной выставке 1887 года в Екатеринбурге. Уральское общество любителей естествознания наградило генерала Большой серебряной медалью УОЛЕ «За редкий в историческом отношении памятник». А после выставки Александр Евстафьевич передал свой раритет музею УОЛЕ — нынешнему Краеведческому музею. До октября 1917 года «плита Тамерлана» хранилась и выставлялась в музее УОЛЕ, но после революции, в советские и постсоветские времена до нынешнего момента — никогда. Сейчас мраморные «цветы» грозного Тимура снова в постоянной экспозиции. А Шигирский идол, кстати, — в соседнем зале.

Рустам Ганиев отметил, что новое открытие «плиты Тамерлана» — событие не только для историков и музейного сообщества, не только для екатеринбургских зрителей. Бывая в Самарканде вместе со студентами университета на ежегодной музейно-экскурсионной практике вот уже пять лет подряд, доцент УрФУ свидетельствует, какое огромное количество туристов приезжает в древний Самарканд. Уникальный экспонат в Краеведческом музее — подлинник из Гур-Эмира — вполне может способствовать увеличению туристического потока в наш город, в том числе и из-за рубежа. Это, безусловно, во благо Екатеринбурга.

Краеведческий музей 10 января 2016 года отметит очень солидную дату. Представлением «плиты Тамерлана» музей открыл цикл проектов «Шедевры коллекций УОЛЕ — к 145-летию музея».

erid: erid: