Александр ЯКОБ: Бюджет — социальный и максимально открытый » новости Екатеринбурга и УрФО

Александр ЯКОБ: Бюджет — социальный и максимально открытый

21-09-2013, 08:00
Александр ЯКОБ: Бюджет — социальный и максимально открытый
Фото:

Глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ подписал постановление о повышении прозрачности и открытости бюджетного процесса. Текст бюджета будет составлен в доступной для горожан форме, и благодаря тому, что материалы о бюджете будущего года и на трёхлетнюю перспективу планируется публиковать в СМИ, можно надеяться, что большинство горожан в полной мере смогут ознакомиться с главным финансовым документом муниципалитета.

Как сообщили нам в среду в департаменте финансов мэрии, администрация города (пр. Ленина, 24а) уже приступила к формированию бюджета-2014 и подготовке плановых характеристик бюджетов 2015 и 2016 годов. В департаменте отметили, что бюджет сохранит социальную направленность: две трети всех расходов рассчитывают направить на социальные статьи. Кроме текущих трат эти деньги пойдут на реализацию 78 программ — муниципальных и ведомственных целевых, и все они также отражают социальные приоритеты в развитии города, направлены на улучшение среды обитания и повышение жизненного комфорта, рост доходов горожан — в том числе за счёт повышения расходов на оплату труда бюджетникам.

Обеспечить такую структуру планируют из привычных источников — отчислений с налога на доходы физических лиц (47% доходной части), доходов от использования имущества муниципалитета (24%), земельного налога (13,7%), единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (8%).

Понятно, что предусмотрены (или на нынешнем этапе бюджетного процесса скажем осторожнее — просматриваются) трансферты из бюджетов вышестоящих уровней — регионального и федерального, на финансирование совместных проектов, исполнение государственных обязательств, переданных в ведение муниципалитета, и проч.

Почему говорю осторожно о трансфертах сверху: уже прозвучали звоночки из областного кабинета и из Москвы, что проблемы с экономикой страны вынуждают, мол, уменьшить прежние проектные ориентиры бюджетных расходов. В среднем на 5% — по одним позициям больше, по другим меньше, ищут баланс. Региональные власти, к слову, уже в момент старта бюджетного процесса на будущее трёхлетие заявили, что предполагают начать работу по секвестру уже чуть не в текущем году. На первом заседании согласительной комиссии министр финансов области Галина КУЛАЧЕНКО так и объявила: областное правительство нацелено «осторожно подходить к расходным обязательствам» — и естественно, при согласовании бюджетов муниципалитетов этот тезис может стать превалирующим.

Однако не хотелось бы, чтобы «сжатие» бюджетных расходов шло чохом — здесь уменьшить, и тут отнять, — для экономики Екатеринбурга и региона было бы полезней применить расчётно-инвестиционный принцип формировании муниципальных финансов и всего консолидированного бюджета области. Наверное, кое-какие задумки из того, что планировалось напитать финансированием и исполнить, можно и вовсе отложить на потом. Но есть обязательства, неисполнение которых чревато; и существуют направления, вложения в которые создают так называемый мультипликативный эффект — то есть инвестиции (в том числе бюджетные) ведут к росту производства и, соответственно, увеличивают налогооблагаемую базу и обеспечивают дополнительные доходы в бюджет.

Просто навскидку: область, например, до сих пор не решила вопрос с гарантированным по срокам и объёмам финансированием сферы здравоохранения, которая оставлена в ведении муниципалитета Екатеринбурга, и городской бюджет вынужден восполнять дефицит порядка 700 млн. рублей. Тогда как эти деньги можно заложить в статьи развития других сфер жизнедеятельности, например, на ускоренное разрешение проблемы с детсадами; да, впрочем, если бы город потратил половину этой суммы на ту же медицину — в дополнение к положенным по закону о бюджете деньгам региона — здравоохранению, которое испытывает серьёзные трудности в кадрах и оснащении больниц и поликлиник, их реконструкции, разве было бы хуже? Нет. Более того, крепкие здоровьем трудящиеся воспроизводят ВВП с куда большей интенсивностью; мамы, устроив детей в детсад, с удовольствием восполнят кадровый дефицит в муниципальной экономике — а это в конечном счёте как раз доходы бюджета.

Думается, на согласительных комиссиях с областью следует именно под таким углом испросить у региональных властей экономические обоснования их планов уменьшить контрольные цифры бюджета Екатеринбурга на 2014 год за счёт собственных доходов до 16,73 млрд. — против 21 млрд., которые значатся в бюджете 2013 года. Что, финансы успешного Екатеринбурга, с территории которого собирается более 70% консолидированных доходов области во все уровни бюджетов, будут урезаны почти на четверть? Тогда назовите, пожалуйста, хоть одну территорию региона, которая способна восполнить эту брешь, — ведь очевидно, что, секвестр бюджетных инвестиций для уральской столицы непременно отзовется социально-экономической стагнацией всей области.

К слову, утверждённый в четверг Кабинетом министров РФ бюджет страны составлен — впервые! — по программному принципу, который предполагает именно исполнение социальных обязательств и бюджетные инвестиции в проекты, дающие непосредственный эффект, в том числе и в наполнении казны. Александр Якоб и отвечающий за формирование муниципальной казны финансово-экономический блок мэрии исходят в своей работе над бюджетом из этого же принципа. Этот прагматичный подход для трудных экономических времён тем более актуален…

erid: erid: