Екатеринбург новости

Валюта: EUR 70,85 USD 64,25
» » » » Екатеринбург выдержит кризисный удар

Екатеринбург выдержит кризисный удар

Росстат во вторник рапортовал, что объём ВВП России за II квартал 2013 года составил в текущих ценах 16 трлн. 110,8 млрд. рублей, и относительно II квартала 2012 года индекс его физического объёма равен 101,2%, а к I кварталу т. г. — 106,2%.

Вроде хоть маленький, но рост. Хотя если сравнивать с концом прошлого года, то просматриваются потери — порядка 500 млрд. рублей.

Акцентирую ваше внимание и на том зачастую игнорируемом исследователями обстоятельстве, что «стоимость» ВВП просчитана для каждого периода именно в текущих ценах — то есть как если бы мы в быту сравнивали объём съеденной семьёй колбасы в прошлом и настоящем не по килограммам, а в рублях.

К примеру, сегодня мы откушиваем колбасы на 300 рублей, а в прошлом съедали на 283, но это не обязательно показатель роста её потребления (в данном случае на 6/%). Колбаса сегодняшняя от колбасы вчерашней может отличаться как раз своей стоимостью, как минимум на 6% той же инфляции; и получается, что как был вчера нами съеден килограмм колбасы — так и сегодня килограмм мы себе только и позволили.

Никакого роста — кроме цен.

Точно так и с ВВП, в котором отражаются не только выпуск продукции, но и сама меняющаяся стоимость этой продукции, расходных материалов, услуг, иной уровень зарплат, тарифов и проч.

К чести Росстата, для наиболее любопытных — а мы ведь с вами из таковых? — ведомство приводит отдельной табличкой и ВВП в постоянных ценах определённого периода.

Исходя из этой оценки пики объёмов российского ВВП пришлись на предкризисный квартал 2008 года (10 трлн. 965,6 млрд. рублей) и конец 2011 года (11 трлн. 475,7 млрд.). Для сравнения: ВВП этого года в постоянных ценах составляет в указанный Росстатом период всего 10 трлн. 411,1 млрд. рублей. На 1 трлн. меньше, чем полтора года назад!

Увы, но приходится констатировать, что экономика России в очень затруднительном положении; мы, по сути, балансируем на планке, и чем дольше мы будем в таком состоянии находиться, тем больше вероятность, что в какой-то момент мы просто навернёмся вниз.

В этой ситуации край как нужны точки опоры.

Об этом мы неоднократно говорили в предыдущую фазу всё не заканчивающегося кризиса, но государство в тот момент решило, как известно, попытаться «поддержать» всех, размазав финансовые и материальные ресурсы по массе неэффективных бизнесов, непродуктивных организаций, неперспективных территорий — «лишь бы не было социального взрыва». Однако тем самым лишь отсрочили неизбежность: кто в современной экономике не востребован — тому уж никакие спасательные круги не помогут.

Похоже, на федеральном уровне поняли: точками опоры могут стать только эффективные бизнесы и перспективные территории.

Бюджет РФ на 2014—2016 годы (Правительство внесло его после согласования с Президентом в Госдуму в понедельник) впервые рассчитан не только в функциональном разрезе — когда львиная доля казны шла на текущие расходы и при распределении средств руководствовались правилом «всем сестрАм по серьгам», а и по программно-целевому принципу. Федеральная казна собирается стимулировать эффективные, имеющие отдачу программы развития — социальные, инфраструктурные, инновационные, закладываются средства на развитие малого и среднего бизнеса и подразумевается уход государства от управления множественными имущественными активами — для создания настоящей конкурентной среды.

Обращает на себя внимание зафиксированный в ряде последних документов посыл о поддержке именно успешных территорий. Ставка делается на территории, которые могут стать реальными локомотивами развития отдельных регионов и всей страны. Тех, где производство растёт, ведётся большое строительство, комфортные условия для инвесторов, создаются новые рабочие места, etc.

В этой связи нелишне напомнить, что Екатеринбург все докризисные годы был локомотивом региональной экономики и из кризиса, по большому счёту, один и вытягивал область, и сейчас его потенциал работает на то, чтобы Средний Урал не рухнул в пропасть. Достаточно привести опять же цифры статистики, когда индекс промышленного производства в целом по области (с учётом, подчеркну, Екатеринбурга) составляет 101—102%, а в отдельно взятом Екатеринбурге — 108—110%. Как говорится, почувствуйте разницу. Екатеринбург с населением всего лишь в треть от проживающих в области формирует более 60% регионального бюджета, и на его территории собирается более 70% всех перечисляемых во все вышестоящие бюджеты доходов.

Это может свидетельствовать лишь о профессионализме управленческой команды муниципальных властей, которые сумели создать по-настоящему деловой климат в городе, у команды есть долгосрочная стратегия развития Екатеринбурга — она своевременна и современна и успешно реализуется.

Глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ санкционировал недавно своим постановлением старт бюджетного процесса — и соответствующие подразделения мэрии уже формируют муниципальный бюджет на 2014—2016 годы. Следует отметить, что программно-целевой принцип построения городского бюджета — уже апробированная для мэрии практика. И определённые Александром Якобом параметры для главного финансового документа на новый период предусматривают, что порядка двух третей всех расходов муниципальной казны будут носить социальный характер и две трети расходных назначений бюджета направятся на реализацию 78 муниципальных и ведомственных программ — на цели развития города, повышение уровня благосостояния жителей.

Региональным законодателям, думается, следует общероссийский тренд опоры на перспективные территории применить, как говорится, по полной программе, в том числе и в бюджетных построениях.

[xfgiven_images]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.