Екатеринбург новости

Валюта: EUR 71,96 USD 64,49
» » » » Пенсионная реформа: догнать и перегнать… Польшу?

Пенсионная реформа: догнать и перегнать… Польшу?

Нелепая история с таганрогскими пенсионерами, которых местные власти поздравили с Днём пожилых людей открытками, с коих им ласково улыбалась чета РЕЙГАНОВ, всего за сутки облетела весь Интернет и стала во всех смыслах «анекдотом дня». Попытка чинуш реабилитироваться только усугубила дело: вместо знаменитой четы поместили на обложку поздравительного адреса… парочку шведских пенсионеров. Светящихся от счастья, как две начищенные медные кроны в лунную ночь.

Собственно, все понимают, что никто никого не стремился намеренно оскорбить. Дизайнер искал фотографии радостных, довольных жизнью стариков. Но поди найди в России такое фото. В смысле — СЧАСТЛИВЫХ пенсионеров.

Пожилые люди вечно всем недовольны? Но почему удается найти фото счастливых иностранных стариков? Причем всякий, кто ездит за рубеж, подтвердит — это не какие-то образцовые «фотомодели», это вполне обычное дело. Активные, даже бодрые люди, которые, в частности, составляют большинство клиентуры турагентств.

Откуда такое различие? Первое — состояние медицины, позволяющее человеку сохранить сносное здравие и после выхода на пенсию. Второе — размер этой самой пенсии. У нас — 10 400 рублей, там — в среднем от 1 200 до 1 500 евро. Даже при том, что жизнь там дороже нашего, всё равно уровень жизни пенсионеров существенно выше.

Разумеется, бывают и приятные исключения — например, у военных пенсионеров пенсия зашкаливает за 22 тысячи, у ветеранов Великой Отечественной войны приближается к 30 тысячам. По сравнению с советскими временами и уж тем паче с «ельцинским» десятилетием, когда впрямую стоял вопрос не о благосостоянии, а о физическом выживании пенсионеров, — несомненный прогресс. Но всё равно — мало. Решив, что корень зла — в несовершенстве системы пенсионных накоплений, Правительство РФ в 2002 году затеяло очередную реформу, цель которой на первый взгляд проста: начислять пенсии со страховых взносов граждан, взимаемых с их зарплаты. Тогда же для повышения уровня жизни будущих пенсионеров была введена так называемая накопительная часть — сумма, взимаемая с зарплаты лиц 1967 года рождения и младше и затем «капающая» каждому работнику на его личный счёт в ПФ РФ, а также так называемая базовая ставка, доставшаяся в наследство от СССР и формируемая по уравнительному принципу исходя из среднего уровня зарплаты в стране.

Вроде бы помогло. Однако в 2013 году то же самое Правительство РФ разрабатывает «версию 2.0» своей же реформы — огромный пакет из шести законопроектов, которые переносят ответственность за сбор пенсионных накоплений на негосударственные фонды и продлевают право выбора гражданами одного из трёх вариантов пенсионного обеспечения аж до 2015 года. А заодно вводит новую, ещё более сложную, чем сегодня, формулу начисления пенсий, состоящую из четырёх частей: стажевый коэффициент, соотношение индивидуального среднего годового заработка к среднему годовому заработку по стране — и ещё один сложный коэффициент, впрямую завязанный на демографические и макроэкономические показатели.

Зачем? Неужели «версия 1.0» не работает? Работает, но… только применительно к сегодняшнему дню. А вот «завтрашние» пенсионеры при существующей модели начисления рискуют остаться на бобах: из-за постепенного обесценивания пенсионных накоплений, аккумулирующихся на счетах госкорпорации «Внешэкономбанк», средняя сумма пенсии гражданина уже в 2030 году может составить всего 10% от «сферической в вакууме» зарплаты. Кроме того, многим работникам вредных производств государство вынуждено выплачивать так называемую досрочную пенсию. В одной Свердловской области на 1 миллион 284 тысячи официально зарегистрированных пенсионеров каждый третий — «досрочник». А значит, платить ему придётся больше не только по деньгам, но и по времени — примерно на 5—10 лет дольше, чем остальным гражданам, выходящим на заслуженный отдых в 60—65 лет. Если так будет продолжаться и дальше, Пенсионный Фонд может серьёзно «надорваться» — а создание специальных пенсионных фондов на каждом из таких предприятий работодатели расценят как дополнительное налогообложение и взвинтят цены на свою продукцию. Либо уйдут «в тень», спасаясь от непомерно высокой ставки единого социального налога на бизнес — вместе с армией мелких индивидуальных предпринимателей. А вот если «перепрограммировать» схему по предложенному выше Минфоном РФ варианту — вполне можно поднять среднюю пенсию хотя бы до «польского» уровня. То есть до 15 тысяч рублей. Причём без особого ущерба для госбюджета и кармана налогоплательщиков.

Не будем сейчас отчаянно прогнозировать, удастся Минфину осуществить этот смелый гештальт или нет. Речь о другом. О прямой зависимости благосостояния пенсионеров от благосостояния страны, которое выражается в уровне зарплаты граждан. Которая, в свою очередь, хоть и повышается неуклонно (с поправкой на инфляцию, конечно, но и на том спасибо) — но на законодательном уровне не защищена ничем, кроме статьи 37 Конституции РФ. Нам говорят: мол, сколько заработал, столько и получил. Вариант для бюджетников: сколько налогов пришло в казну, на столько зарплата и выросла. Тем временем налоговики ежегодно рапортуют о повышении собираемости — а на среднюю зарплату учителя, врача или милиционера по-прежнему можно лишь выживать, в лучшем случае раз в два-три года накопить с неё на поездку в Египет или Анталью.

А тем временем высшие чиновники государства и силовых ведомств в очередной раз получают солидную прибавку, причём даже не законодательно, а просто по личному распоряжению главы государства. Отныне чиновники федерального госаппарата будут получать в месяц от 60 до 100 тысяч рублей, в зависимости от «веса» их должности. Минфин РФ объясняет этот щедрый жест… необходимостью бюджетной экономии в 2014 году. Мол, сейчас поднимем, а в следующем году подержим аппарат на голодном пайке — и выгадаем для казны целых 30 миллиардов рублей, а то и больше. Однако бюджетники в регионах, читая в интернет-СМИ сию радостную новость, прекрасно понимают: на их зарплатах государство собирается сэкономить тоже. Как-никак вторую волну кризиса ждём-с. Вопрос напрашивается сам собой: зачем новая и ещё более сложная реформа пенсионного обеспечения, если отчислять в пенсионные фонды гражданам будет просто не с чего? Не с чиновничьих же окладов — ведь по действующему закону доход свыше 568 тысяч рублей в год (а у этих ребят, если верить элементарной арифметике, теперь в год выйдет намного больше) страховыми взносами не облагается!

К чему привела аналогичная практика увода сверхдоходов в «необлагаемую зону» французскую династию Бурбонов в конце XVIII века — лучше на ночь глядя не вспоминать. Довольно и того, что Франция выводы из своих ошибок давным-давно сделала. Потому и минимальная пенсия в этой стране нынче составляет порядка 800 евро, то есть 25 600 рублей. И секрет такого успеха очень прост: 50% зарплаты пенсионера за последние 11 лет работы плюс ежемесячные отчисления всего трудоспособного населения страны. Так что в следующий раз незадачливым таганрогским чиновникам придётся поздравлять местных пенсионеров открытками с портретом четы ОЛЛАНДОВ. Или, на худой конец, известного французского русофила Жерара ДЕПАРДЬЕ.

И логичнее, и позитивнее, и для ветеранов «холодной войны» не так обидно.

[xfgiven_images]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.