Куйвашевский бюджет падения… » новости Екатеринбурга и УрФО

Куйвашевский бюджет падения…

12-11-2013, 08:00
Куйвашевский бюджет падения…
Фото:

Во вторник и среду пройдёт заседание Законодательного собрания Свердловской области; основной вопрос, который волнует, конечно же, всех жителей региона, а уж жителей Екатеринбурга — тем более: «О проекте закона Свердловской области № ПЗ-1230 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».

Предложенный проект — законодательная инициатива непосредственно губернатора Евгения КУЙВАШЕВА — вызвал необычайные споры. В невиданной раньше степени бюджетные ресурсы концентрируются в руках областных чиновников, муниципалитеты оставлены на голодном пайке. При этом неясно, а куда же будут брошены областные ресурсы. Екатеринбург, собственная доходная база которого усушена на 2,9 млрд. рублей, недополучит в сравнении с текущим годом областных трансфертов на 4 млрд. Может быть, область начнёт поднимать Нижний Тагил, о чём много говорилось ранее? Как выясняется, будущим бюджетом остро недовольны и там. Вопрос: «Кому будет на Урале жить хорошо?» повисает в воздухе. Как и то, зачем вообще понадобилась вся эта «продразвёрстка». Её можно было бы оправдать, был бы на дворе крайний кризис с необходимостью спасать областной бюджет. Но он, как выясняется, даже вырастет на 10%.

По данным, которые озвучил начальник департамента финансов администрации города Андрей КОРЮКОВ в программе «Послесловие» на канале «41-Домашний», из 96 млрд. рублей, которые собираются на территории города, всего 18 млрд. город получает на выполнение своих расходных полномочий. Ещё порядка 11—12 млрд. Екатеринбург получит на исполнение расходных полномочий субъекта Федерации и РФ — на льготы по жилищно-коммунальному хозяйству, образование, детские дошкольные учреждения, питание, оздоровительную программу. А порядка 69—70 млрд. уходит в областной бюджет на иные цели. А вернётся в город из предназначенных межбюджетных трансфертов из областного бюджета для муниципалитетов (предполагаются в размере 67 млрд. рублей) минимум — по оценкам, не более 10—11 млрд.

Бюджет Екатеринбурга теряет 7 млрд. рублей — четверть! Это весь «бюджет развития», и даже несколько больше. Екатеринбург лишают возможности строить детсады, школы, поликлиники, реконструировать инженерные сети, возводить дорожные развязки и ремонтировать улицы, обновлять общественный транспорт и так далее.

Проплаченные и добровольные адвокаты областной власти наперебой убеждали екатеринбуржцев, что ничего страшного не происходит. Что всего лишь «восстанавливается законность» — мол, все предыдущие годы Екатеринбургу позволяли жить слишком хорошо, оставляли ему слишком много денег. Аргументируется всё это ссылками на законодательство, где есть ещё уйма легальных способов перераспределения налоговых поступлений от богатого муниципалитета в региональный бюджет.

Но мало ли какие возможности есть. Главное, есть ли резон ими пользоваться. Уже неоднократно публиковалась статистика бюджетной обеспеченности крупных городов страны. Оставим за скобками Москву (130 000 рублей на жителя в год) и Питер (около 80 000). Там случай особый — хотя когда Екатеринбург за что-то критикуют, то аргумент обычно: «Вот почему в Москве вот это так, а здесь не так?» Но даже если посмотреть «обычные миллионники», в значительной части случаев их обеспеченность средствами выше, чем в Екатеринбурге. Хотя собственные доходные источники у них, как правило, ниже — в частности, меньше доходы жителей, то есть платежи по налогу на доходы, соответственно, ниже. Ответ в том, что регионы финансируют развитие своих центров.

Так, часто городским властям Екатеринбурга ставят в пример: вон, посмотрите, сколько дорог чинится и строится в соседнем Челябинске. Но при этом критики почему-то забывают упомянуть, что соответствующие ассигнования областного бюджета там едва ли не вдвое выше, чем у нас. Так о какой «сказочной жизни Екатеринбурга» вы изволите говорить, господа адвокаты губернатора? Со следующего года, как легко догадаться, сравнение с Челябинском (Тюменью и далее по списку) станет и вовсе плачевным. Против их громадья стройки и планов у нас будет лишь завершение начатых в 2013 году проектов и… достройка многострадальной ЕКАД. Рядовому горожанину она нужна куда как меньше, чем внутригородские объекты. Но ведь солидные люди вложили средства в земли вдоль запланированной трассы ЕКАД, нельзя допускать, чтобы цена их собственности упала.

Другой частый упрёк в адрес екатеринбуржцев — обвинение в эгоизме. Мол, делиться надо, жируете в сравнении с глубинкой. Но, во-первых, когда в Богдановиче бюджетная обеспеченность уже сейчас в 1,5 раза выше, чем в Екатеринбурге, это ещё вопрос, кому с кем надо делиться. Тут ведь ещё стоит учесть, что работа муниципальной сферы в Екатеринбурге обходится дороже, чем в глубинке, — здесь средние доходы выше в разы, соответственно, и зарплаты бюджетников должны быть выше, иначе вакансии не укомплектовать.

Но главный аргумент, пожалуй: «Что хорошо для Екатеринбурга — то хорошо для Свердловской области». Чем дальше, тем в большей степени Екатеринбург — это опора региона. Да, наверное, его разорением можно решить какие-то сиюминутные, локальные задачи. И, к примеру, быстренько отчитаться о выполнении майских указов Президента в регионе. Или ублажить избирателя в глубинке так, что он проголосует как надо на губернаторских выборах 2015 года. Правда, вот этот маневр весьма сомнительный, поскольку треть избирателей области живут в Екатеринбурге — и эту треть сейчас не ублажают, а как раз наоборот.

Но в любом случае думать-то надо о стратегии. Если послезавтра в области не будет преуспевающего Екатеринбурга — у неё не будет ничего, кроме огромных проблем. А застой и тем паче деградация городской среды, транспорта, медицины и образования неминуемо ведёт к экономическому упадку. Потому что те люди, которые обеспечивают экономический подъём, более чем чувствительны ко всем этим вещам и сверхмобильны. Станет Екатеринбург дискомфортен — они переедут в Москву, Питер, Амстердам, Хельсинки. И того блистательного Екатеринбурга, к которому привык уже весь мир, не станет.

Президент РФ Владимир ПУТИН на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований, прошедшей в минувшую пятницу в Кремле, выразился более чем определённо: развитие сильного, независимого местного самоуправления — одна из наших важнейших задач. «Самое главное, муниципалитеты должны стать в полном смысле состоятельными, и прежде всего, в финансовом плане». И что нужно устанавливать долгосрочные «правила игры», и пора уходить «от размытых формулировок, конкретизировать понятия и направления полномочий, чётко развести их между разными типами муниципальных образований». Получается, губернатор Куйвашев и его команда взяли антипутинский курс…

erid: erid: